Картины Нико Пиросмани 

Маргирита - та самая женщина, которую Пиросмани любил, и которой подарил миллион алых роз .

Нико родился в селе Мирзани, в Восточной Грузии. Ученые до сих пор спорят о датах и событиях его жизни, овеянных многочисленными тайнами и легендами. В двадцатилетнем возрасте Пиросманашвили пришел из родного села в Тбилиси (Тифлис) и несколько лет работал слугой в доме зажиточных армянских торговцев, занимаясь в свободное время живописью. Влюбившись в одну из дочерей хозяйки, он написал ей любовное письмо, за что и был изгнан. Вместе со своим другом, таким же художником-любителем Г. Зазиашвили, основал мастерскую по изготовлению вывесок, однако эта затея не удалась. В начале 1890-х годов работал в Управе Закавказской железной дороги кондуктором на местных поездах, позднее торговал молоком и молочными продуктами. В конце концов, обнищал и стал бродяжничать, зарабатывая на скудное пропитание рисованием картин и вывесок для кабаков, трактиров, мясных и молочных лавок, постоялых дворов и винных погребков.Нико Пиросманашвили. «Олень». Музей искусств Грузии, Тбилиси.______Писал красками собственного изготовления; основой часто служила дешевая черная клеенка, которую он частично оставлял нетронутой, прописывая лишь наиболее яркие места

Нико Пиросманашвили. «Медведь в лунную ночь». __________В 1912 его живопись «открыли» заезжие профессионалы — русские авангардисты Кирилл и Илья Зданевич и Михаил Ле-Дантю, восхищенные вывеской одного из постоялых дворов, где была представлена морская битва с участием прославленного русского крейсера «Варяг». Позже они познакомились и с другими картинами гениального самоучки, стали материально поддерживать его: кормили, устраивали ночлег, давали деньги на черную клеенку — на ней Пиросмани писал без предварительных набросков.

«Кутеж трех князей». ____Из более двух тысяч полотен, созданных Пиросмани, сохранилось около двух сотен, большинство из них хранится в Государственном музее Грузии в Тбилиси.

«Ортачальская красотка». Музей искусств Грузии, Тбилиси.

Тбилисский фуникулер

Это утро Пиросмани не помнил, как, впрочем, и многие предыдущие.

Когда Арчил, сосед-сапожник, отворил дверь в каморку, он увидел Нико, лежащего на лохмотьях под самой лестницей и спросил:

— Ты что делаешь, Нико? Вставай, дорогой! Праздник на улице!
Пиросмани с трудом открыл веки, не человека увидел — пятно.
Сказал:
— Умираю...
Просто сказал и умер.



Однажды днем

Пиросмани долбил стену старого заброшенного дома.
Знакомые кинто и духанщики, которым случалось проходить мимо, спрашивали его:
— Слушай, Нико! ЧТО ты делаешь?
— Камень долблю, — отвечал он с достоинством.
— А ты разве умеешь?? — спрашивали они его.
— Нет, — отвечал Нико добродушно.
— А зачем тогда долбишь???
— Так, ХОЧЕТСЯ!

Кинто и духанщики качали головой, проходили мимо.
Много их проходило.
Сначала Пиросмани отвечал всем.
Потом тем, кого хорошо знал...
А потом надоело...
Начался дождь.
И негде было укрыться.
Достал тогда из-за пазухи сверток.
Развернул... Большой ломоть хлеба и брынзы кусочек.
Молча и неторопливо съел.
А дождь лил и лил. Промок до нитки Нико. Посмотрел на небо.
Подставил руки под струи дождя. Вздохнул глубоко...
И опять за работу.
Дождь лил, не переставая, до вечера.
Когда Пиросмани закончил долбить стену, было уже темно.
Наощупь сложил инструмент и ушел.
Он не пришел на следующее утро.
Не пришел и на другое.
И никогда после...
Назавтра солнце пробилось сквозь тучи в середине дня и осветило бессмысленные линии на стене старого заброшенного дома на окраине Тифлиса.

ДВОРНИК

Думал Нико.

Долго думал. О смысле жизни... Никак зерно мудрости отыскать не мог.

По-разному думал.

И от размышлений таких устал.

Не молод уже был...

Покидала его жизнь, а зерна отыскать не мог... Присел на скамью.

Не заметил, как ночь опустилась...

Шел человек по песку.

Следы оставались.

От ног босых.

Шел весь оборванный, лохмотья болтались на ветру.

Вдали, в серой дымке, крыши домов.

Хотел рассмотреть, да набежала толпа.

Заслонила. Стала орать, мотать головою.

И увидел тогда Нико, что это Христос, несущий свой крест.

А крест преогромный.

— Господи! — подумал Нико. — Неужели он самый?

Христос повернул голову, увидел Нико и сказал что-то.

Но Нико не услышал...

Орала толпа. Жаждала зрелищ.

Христос, сгорбленный под тяжестью ноши, как мог пожал плечами и снова что-то сказал, но тихо.

И Нико не то что услышал — сердцем понял.

— ТОЛПА...

Нико видел эту толпу. Обыкновенная толпа. О,сколько перевидел Нико их на своем веку.

Но вот Христос его поразил.

Нес ведь тяжесть неимоверную.

И кнутом его били холуи проклятые.

А он шел, словно не ощущая тяжести этой, обративши к таким, как вот он — Нико — свой просветленный лик.

И был наивен в вере своей в будущее.

— О, Господи! Ты ли это? — вопросил Нико к нему.

Господь не ответил. Кто-то ударил его в спину, и он упал на колени. Но крест свой не бросил.

— Эй, ты! — раздалось вдруг над ухом.

Очнулся Нико.

Ва! Ночь на дворе.

Мужик с фонарем.

Пригляделся — дворник.

— Эй, ты? Делаешь что? — спросил его дворник.

Нико показал рукой на небо (нет крыши над головой, не видишь разве?), покачал головой и ничего не ответил...

Дворник поднес фонарь ближе, осветил лицо Пиросмани, увидел большие молящие глаза.

Подумал.

Сказал.

— Шел бы ты... нельзя здесь ночевать. Не положено...

Закрыл глаза Нико, увидел крест на земле, себя под крестом. Пытается встать...— да сил не хватает...

— Шел бы...

Встал. Ящичек взял.

Шел не спеша.

С достоинством.

И долго смотрел ему вслед мужик с фонарем...



То, что он увидел однажды

Сидел Нико за столиком, уставший, и пил вино.

Бутылки три уже выпил, а боль не утихала.

С утра привязалась и никак отстать не хочет, как будто и без того забот мало, мучений мало?

С утра бродил Нико по городу, искал работу.

И боль за ним.

Он в трактир.

Она за ним.

Он на улицу...

И она тоже...

Нет работы!

Вот только боль.

Пытался убежать... не вышло.

А что болит, и сам не поймет.

Ну что за жизнь?

Еле до вечера дожил.

Стало прохладней, и боль чуток поутихла.

Вот и поспешил он в подвал.

К привычной бутылке вина.

Три уже выпил, а боль не отставала.

Глянул Нико в стакан.

Глаза помутневшие (кто скажет, сколько разума в них осталось?).

Глянул и ничего не увидел, красное сухое вино.

Вокруг пили, веселились, песни горланили, дым столбом стоял, шашлык жарился!

Глянул в стакан Нико и ничего не увидел: матовая поверхность вина, цвета не разобрать.

Пробежал духанщик, толстый, как бочка.

— Вина! — кричали ему.

— Мяса! — неслось отовсюду.

Глянул Нико в стакан напоследок и обмер.

Увидел он лицо мальчика, за ним — горы, над горами — небо, а в небе — солнце.

Как юно это лицо и прекрасно... Мальчик смотрит Нико в глаза и улыбается горько и мудро...

Что сделалось с ним?

Вскочил Нико с диким воплем:

— Будь проклята жизнь эта!

И бился головой об стену, пока не обессилел, не потерял сознание.

Упал.

Духанщик и кто-то еще взяли за руки и вынесли тело.

На стене остались две полоски от крови.

Одна поменьше, другая побольше.

(Скажет ли кто, висели на этом месте картины Нико, писанные маслом по черной клеенке?).



http://www.nukri.org/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=42

статьи о Пиросмани
на Свободу
Гостевая книга

Hosted by uCoz