Сокрытое в листве. Книга самурая
Гостевая книга На Свободу в начало- о самураях и Хагакуре источник
Ямамото Цунэтомо Хагакурэ

+ Если вначале человек не совладал со своим телом и рассудком, он никогда не одолеет врага.

+ С незапамятных времен среди самураев просьба стать кайсяку считалась плохим предзнаменованием. Причина этого в том, что кайсяку не приобретает славы, даже если он хорошо совершил свое дело. Но если, по какой-то случайности, он совершит оплошность, он опозорит себя до конца жизни.

+ Однажды, когда Набэсима Аки-но-ками Сигэтакэ обедал, к нему неожиданно пришел посетитель и он ушел из-за стола, не закончив трапезу. Позже его слуга сел за стол и принялся доедать жареную рыбу, которая была на нем. Когда господин Аки вернулся и увидел слугу, тот испугался и убежал. Господин Аки крикнул ему вдогонку:
- Только презренный раб может есть то, что не доел кто-то другой! - Затем он сел за стол и продолжал обедать.

+ Если будешь думать только о том, что предстоит сделать в течение дня, ты сможешь сделать все. Приниматься нужно лишь за то, что можно закончить сегодня же. Потому что завтра будет тоже только один день.

+ Преступление Хориэ Санъэмона состояло в том, что он украл деньги из казны Набэсима и бежал с ними в другую провинцию. Впоследствии он был схвачен и сознался. Ему вынесли приговор: "Поскольку это очень тяжелое преступление, его нужно пытками замучить до смерти". Сначала Санъэмону вырвали все ногти и выжгли все волосы на теле. Затем были разорваны все его сухожилья. Затем тело его сверлили сверлами и подвергали другим пыткам. За все это время он ни разу не содрогнулся и не переменился в лице. В конце концов его опустили в кипящий соевый соус, а затем его тело согнули назад и сломали.

+ Однажды, когда несколько человек собрались на платформе возле внутренней цитадели дворца, некто обратился к Утида Сёуэмону со словами:
- Говорят, вы учитель меча, но ваши поступки в повседневной жизни не подтверждают этого. Если бы вас попросили совершить кайсяку, мне кажется, вместо того, чтобы отрубить голову, вы отрубили бы макушку головы.
- Это не так, - ответил Сёуэмон. - Проведите небольшую линию на своей шее и тогда я покажу вам, что могу рубить, не отступая от нее даже на волосок.

+ Макигути Ёхэй за свою жизнь был кайсяку множество раз. Когда некто Канахара должен был совершить сэппуку, Ёхэя снова попросили быть кайсяку. Канахара вонзил меч себе в живот, но после этого силы покинули его. Ёхэй подошел к нему со стороны, крикнул: "Эй!" и наступил ему на ногу. Это дало Канахара силы распороть живот до конца. Говорят, что выполнив свою миссию кайсяку, Ёхэй говорил со слезами на глазах:
- А ведь он когда-то был моим другом...
Эту историю рассказал мастер Сукээмон. + Чтобы успокоить разум, нужно проглотить слюну. В этом секрет. Чтобы перестать сердиться, нужно сделать то же самое. В школе стрельбы из лука мастера Ёсида глотание слюны - это ключ к секретам мастерства.

+ Прислуживая сёгуну Токугава Иэясу, Хотта Кага-но-ками Масамори проявлял большую преданность. Тогда сёгун решил устроить ему испытание, чтобы узнать, что творится в глубинах его души. Масамори имел обыкновение входить в покои сёгуна, подходить к очагу, брать щипцы, которыми обычно подкладывал дрова, и лишь потом приветствовать своего повелителя. Поэтому, чтобы испытать слугу, сёгун нагрел щипцы и поставил их на положенное место. Когда Масамори, ни о чем не подозревая, взял в руки щипцы, он сразу же обжегся. Однако он поклонился хозяину, словно ничего не произошло, и тогда тот быстро встал, подошел к нему и взял раскаленные щипцы у него из рук.

+ Говорят, что если рассечь лицо вдоль, помочиться на него и потоптаться по нему соломенными сандалиями, с лица слезет кожа. Об этом поведали священнику Гёдзаку, когда он был в Эдо. Подобными сведениями нужно дорожить.

+ Один человек поведал следующее: "Последователи традиции И-цзин допускают одну ошибку. Принято считать, что это традиция предсказания, однако это не так. Ведь иероглиф "и" означает "перемены". Даже если ты предскажешь себе удачу, стоит тебе сделать что-то не так и она обернется неудачей. Если же ты предскажешь себе неудачу, но поступишь правильно, тебе повезет."

+ В "Кёёгункан" один воин говорит:
- Когда я встречаюсь с врагом, мне кажется, будто я вхожу во тьму. Поэтому я часто получаю тяжелые ранения. Но вы сражались со многими известными воинами, но никогда не были ранены. Почему это так?
Другой отвечает ему:
- Когда я встречаюсь с врагом, это действительно напоминает пребывание во тьме. Но если при этом мой ум находится в покое, он подобен луне, озаряющей тьму вокруг своим мягким светом. Если я начинаю поединок в таком состоянии, я знаю, что не могу быть ранен.

+ Шлем обычно считается очень тяжелым, однако во время взятия крепости, когда на голову в любой миг могут обрушиться стрелы, пули, камни и бревна, он совсем не покажется таким.

+ Встречаясь с противником, можно определить его силу по его внешнему виду. Если его голова наклонена вперед, он кажется смуглым и оттого силен. Если его взгляд устремлен вверх, он бледен и поэтому слаб. Так гласит предание о Нацуми Тонэри.

+ В искусстве красноречия главное - умение молчать. Если нельзя вовсе обойтись без слов, говори ясно и кратко.

+ Представлять себе свою смерть следует ежедневно. Каждый день нужно не только думать о смерти, а считать, что ты уже мертв.

+ Если человек каждое утро умывается водой, выражение его лица не изменится после того, как его убьют.

+ Прежде чем проводить собрание, поговори с каждым участником отдельно, а затем собери тех, чьи мнения тебе близки и прими решения вместе с ними. В противном случае обязательно найдутся люди, которые не согласятся с тобой. Кроме того перед важным собранием следует тайно узнать мнение непричастных людей. Поскольку они лично не заинтересованы в происходящем, они могут дать непредвзятый совет. Если же ты попросишь совета у тех, кто заинтересован, они предложат тебе только то, что выгодно для них. Такие советы почти бесполезны.



Hosted by uCoz