//ХАГАКУРЭ (сокрытое в листве)

Ямамото Цунэтомо
В тринадцатом году эпохи Гэнроку (1700) самурай по имени Дзётё Дзинъэмон Ямамото из
расположенной на северо-востоке острова Кюсю провинции Сага после смерти своего
повелителя Мицусигэ Набэсима отошел от дел и поселился вдали от людей в травяной
хижине в местности Куроцутипару. Спустя десять лет, весной седьмого года Хоэй к
нему пришел за наставлениями молодой самурай Цурамото Матадзаэмон Тасиро и принялся
записывать то, что ему рассказывал Дзётё. Это продолжалось семь лет и в результате
возник первоначальный вариант книги: "Собрание изречений мастера Хагакурэ".

Когда книга была завершена, Дзётё велел сжечь рукопись, однако Цурамото Тасиро не послушал учителя и втайне сохранил свой труд, с которого после его смерти начал делать копии. Книга быстро получила распространение среди самураев провинции Сага, которые ценили её очень высоко, называя "Аналектами Набэсима". В целом в книгу входит свыше тысячи высказываний. Здесь я привожу лишь немногие избранные.

+ Всякий следует Пути в той мере, в которой он способен давать простые и искренние советы, не руководствуясь при этом личными интересами.

+ Говорить другим нелицеприятные вещи, стремясь вразумить их — не лучше, чем возносить на них хулу. Это не сделает их умнее, а лишь настроит против говорящего.

+ Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона. Желание зевнуть прекратится, если провести ладонью по лбу снизу вверх. Если это не помогает, оближи губы, не открывая рта, или просто закройся рукавом, чтобы никто не видел, что ты делаешь. Чихая на людях, ты можешь показаться глупым.

+ Всякое дело надлежит делать так, словно на тебя взирает толпа.

+ Слишком много стало в наше время мужчин, чей дух ослабел, а пульс стал похож на женский. Смелость мужчин пошла на убыль, они стали подобны женщинам, и приблизился конец света.

+ Искренность превыше показной мудрости.

+ У игроков в го есть поговорка: «Тот, кто смотрит со стороны, видит восемью глазами».

+ Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого. Совершенствование не имеет конца.

+ К важным делам следует относиться легко. Но для достижения такого состояния их следует всесторонне обдумать заранее.

+ Когда приходит время, размышлять некогда. Если ты не обдумал все заранее — скорее всего ты опозоришь себя. Чтение книг и слушание бесед других людей нужно только для того, чтобы преисполниться решимости.

+ Путь Самурая — это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может с тобой случиться в следующий миг. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно — для этого достаточно умереть. Добиваться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти. Если ты поступишь так же, ты проснешься ото сна.

+ Один человек сказал священнику Сюнгаку: — Традиции Секты Лотосовой Сутры плохи тем, что в ней принято запугивать людей. — Именно благодаря запугиванию, — ответил Сюнгаку, — это Секта Лотосовой Сутры. Если бы ее традиции были другими, это была бы уже какая-то другая секта.

+ Тот кто ошибся однажды, будет всего лишь более осмотрителен. Опасен тот, кто еще ни разу не ошибался.

+ Разговаривать резко со вспыльчивым человеком все равно, что участвовать в ссоре копьеносцев из низшего сословия. Самурая уважают за его хорошие манеры.



+ Вот наставления Ямамото Дзинъэмона:

Никогда не думай, что ты достиг нужной ступени понимания. Всегда говори себе: «Этого недостаточно».

Притворный смех выдает у мужчины недостаток уважения к себе, а у женщины похотливость.

Как бы ты ни говорил, формально или нет, всегда смотри в глаза слушателям. Вежливое приветствие следует произносить один раз, в начале беседы, и больше не повторять. Говорить, потупив взгляд, неучтиво.

Нехорошо ходить, засунув руки в разрезы по бокам хакама.

Прочтя книгу или свиток, лучше всего сжечь их или выбросить прочь.

Самурай ковыряет в зубах зубочисткой даже если ничего не ел.

Нет ничего за пределами текущего мгновения.

Настойчивость побеждает все.

Критикующий тебя открыто не потерпит заговора.

Деньги найти легко. Хорошего человека — трудно.

Пройди с настоящим человеком сотню метров и он солжет тебе не меньше семи раз.

Спрашивать, когда знаешь, означает поступать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.

Соломенную шляпу и шлем следует носить, наклонив их вперед. +

Чего только не достиг бы человек, если бы он не стремился во всем подражать другим!

+ Если ученик сможет различать достойные и недостойные качества своего учителя, он многому сможет научиться у него. Иначе обучение лишь испортит его.

+ Если тебе поручили доставить по назначению важное послание, не выпускай его из рук, пока не передашь лично тому, кому оно адресовано.

+ Нет ничего прекраснее, чем наблюдать искусство истинного мастера. Нет ничего печальнее, чем наблюдать кривляния фальшивых мастеров боевых искусств, набравших себе учеников и полагающих, что лишь это дает им право называться «людьми искусства».

+ Когда в присутственном месте много людей и тут приходит еще один посетитель со своим делом, его часто встречают холодно и даже со злостью. Это неправильно. Правила поведения самурая в таком случае предписывают успокоиться и внимательно выслушать этого человека. Обращаясь с ним грубо, мы будем вести себя ничем не лучше нищих лакеев.

+ Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок. Если дождь начинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по улице к своему дому. Но добежав до дома, ты замечаешь, что все равно промок. Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты промокнешь, но зато не будешь суетиться. Так же нужно действовать в других схожих обстоятельствах.

+ В Китае жил человек, любивший драконов и поэтому украсивший свою одежду и мебель изображениями этих существ. Это привлекло внимание драконьего бога и вот однажды перед окном этого человека появился настоящий дракон. Говорят, он тут же умер от страха. Он был одним из тех, кто смел не на деле, а на словах.

+ Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества нужно поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать. Ведь если ребенок с детства привыкнет бояться, он пронесет этот недостаток через всю жизнь. Кроме того, если ребенка много бранить, он станет застенчивым.

+ Мать любит свое дитя превыше всего и поэтому склонна заступаться за него, когда отец делает ему замечания. Если мать становится на сторону ребенка, между ним и отцом не будет согласия. Часто мать заботится только о том, чтобы ребенок опекал ее в старости.

+ Правила написания писем требуют, чтобы ты всегда отвечал письмом на письмо, деже если твой ответ будет длиной в одну строку.

+ Хорошо, если в твоих письмах чувствуется спокойная сила. Более того, не забывай того, что сказали священнику Рёдзану, когда он находился в области Камигата: «Когда пишешь письмо, пиши его так, чтобы твой ответ не стыдно было повесить на стену».

+ Основной принцип каллиграфии — не делать небрежных движений. Однако при этом движения кисти могут стать неловкими и закрепощенными. Нужно пойти дальше этого и научиться умело отходить от нормы. Этим принципом надлежит руководствоваться и в других делах.

+ Путь самурая — это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым человеком. Если ты будешь благоразумным на этом Пути — ты быстро отстанешь от других. На Пути не нужны ни преданность, ни почитания, нужна лишь одержимость. И преданность и почитания придут вместе с ней.

+ Встречая испытания, смело бросайся навстречу им. «Чем больше воды, тем выше корабль» [строка из китайского сборника коанов «Би-янь-лу»].

+ Следует избегать произносить недостойные воина слова даже в шутку, даже во сне.

+ Воин никогда не должен высказываться неуверенно. Воин должен готовиться ко всему заранее. Даже в повседневных делах проявляется глубина души. + Если ты

проявишь решимость, одного твоего слова будет достаточно, чтобы сотрясать небо и землю.

+ Не скупись на знаки признательности тому, кто рассказывает тебе о чем-то бесполезном. Иначе в следующий раз он не расскажет тебе о чем-то очень для тебя важном.

+ Читая вслух, лучше всего читать из живота. Когда читаешь изо рта, голос не будет звучать устойчиво.

+ Тот, кто доискивается до чужих недостатков, будет наказан. Эти слова продиктованы состраданием.

+ Благоразумный не стремится занять более высокое полжение. Меж тем глупцов редко повышают в должности.

+ Пока тебе не исполнилось сорок лет, лучше не увлекаться рассуждениями, а преуспеть в активной деятельности. Если человеку исполнилось сорок, но в активной деятельности он не достиг того, к чему его обязывает возраст и должность, его не будут уважать люди.

+ Если ты принял решение убить человека, не нужно изобретать окольный путь, даже если действовать без промедления очень трудно. Ведь ты можешь утратить решимость, упустить удобный случай или погибнуть за это время сам. На Пути Самурая главное непосредственность и поэтому лучше всего броситься на врага сразу же.

+ Есть вещи, которые нам понятны сразу же. Есть вещи, которые мы не понимаем, но можем понять. Кроме того, есть вещи, которые мы не можем понять, как бы ни старались.

+ Во время встречи с незнакомым человеком следует быстро отмечать про себя особенности его характера, а затем учитывать их в общении с ним. Особенно внимательным следует быть с людьми, которые любят поспорить. В разговоре с такими людьми следует вначале соглашаться со всеми их доводами, а затем, улучив удобный момент, сразить их безупречностью своей логики. Однако сделать это нужно так, чтобы не показаться грубым и не дать повода собеседнику затаить злобу. С этой целью следует обращать внимание на подбор слов и на их интонацию. Таково наставление одного священника.

+ Разум — не что иное, как умение разговаривать с людьми. В таких беседах рождается бесконечная мудрость.

+ Безупречный человек — этот тот, кто уходит от суеты. Делать это нужно решительно. +

Ностальгия — чистейшая иллюзия. Собери перед собой все, что ты ценишь в прошлом, безвозвратно от тебя ушедшем, и найди это все прямо перед собой. Для этого надо лишь чуть шире открыть глаза.

+ Однажды за чашей вина Укё сказал, что во всем важен только конец. Когда гости уходят, важно быть скупым на прощания. Если под конец начать расточать комплименты, вскоре почувствуешь себя уставшим и удовлетворение от вечернего разговора рассеется без следа.

+ Когда разговариваешь со старшими или влиятельными людьми, следует быть осмотрительным и не высказываться много в таких вопросах, как учение, мораль и традиции. Подобные речи звучат неучтиво.

+ Если безупречный воин исполнен решимости, он подобен мстительному духу. Он умирает не сразу, даже если ему отрубить голову.

[Нитта Ёсисада (1301-1338) военачальник, легенда о котором говорит, что, оказавшись в окружении, он отрубил себе голову, закопал ее и только потом умер.]

[Оно Докэн — самурай, приговоренный к сожжению в 1615 году. Когда чиновник подошел к его обугленному телу, чтобы удостовериться в смерти, Оно выхватил его меч, зарубил его и тут же превратился в пепел.]

+ Если человек плохо отзывается о Пути Самурая или о своем клане, с ним нужно говорить очень строго, безо всякого снисхождения. К этому надо готовиться заранее.

+ Если делать различие между присутственным местом и своей спальней, или между полем боя и татами, в минуту опасности может случиться, что не хватит времени, чтобы собраться с духом. Если люди не хотят проявлять мужество на татами, они не смогут быть мужественными на поле битвы.

+ Когда прежде хорошо подумаешь, и только потом говоришь, порой бывает достаточно одного слова.

+ Жизнь длится одно мгновение, поэтому живи и делай что хочешь. Глупо жить в этом мире, подобном сновидению, каждый день встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится. Но важно никогда не говорить об этом молодым, потому что неправильно понятое слово может принести много вреда.

+ Священник Сюнгаку сказал: «Уже только тем, что человек не убегает, он удваивает свою силу».

+ Когда ты чувствуешь, что выведен из себя, тебе лучше всего замолчать и не раскрывать рта до тех пор, пока ты не почувствуешь, что снова спокоен. +

Правильно поступает тот, кто относится к миру, словно к сновидению.

+ В таких делах, как судебные процессы и дискуссии, уступая, человек не умаляет своего достоинства. Это напоминает борьбу сумо. Если ты думаешь только о том, чтобы выиграть, с трудом добытая победа будет хуже, чем поражение. А поражение в этом случае будет жалким поражением.

+ Тот кто имеет вид знатока — знает очень мало. Настоящий мастер никогда не бывает заметен снаружи.

+ Нет ничего выше принципа: «Не иди туда, куда тебя не приглашают».

+ Когда близкие друзья, доброжелатели или люди, перед которыми ты в долгу, сделали что-то не так, ты должен наедине сказать им об этом, чтобы помочь им оправдать себя в глазах общества. Ты должен забыть о плохой репутации человека и превозносить его как своего единомышленника, как одного достойного из тысячи. Если ты выскажешь человеку свое мнение о нем так, чтобы об этом не знали другие, его ошибка будет исправлена, и впредь он будет осторожен. Если ты похвалишь этого человека на людях, они изменят к нему свое отношение, и его плохая репутация скоро забудется. Важно правильно поступать и относиться к людям с состраданием.

+ Подчас в банальных мудростях скрывается такая мудрость, которую мы способны понять, лишь повторив их про себя в сотый раз.

+ Однажды на охоте убили большого кабана и все собрались посмотреть на него. Вдруг кабан вскочил и бросился на собравшихся. Все в испуге разбежались и только Набэсима Матабэй вынул меч и прикончил его. Тогда господин Кацусигэ закрыл лицо рукавом и сказал: — Здесь очень много пыли. — Считают, что он сделал это, чтобы не видеть, как разбегаются малодушные люди.

+ Однажды господин Масайэ играл в сёги с господином Хидэёси, а другие даймё наблюдали за ними. Когда игра подошла к концу, господин Масайэ встал, но его ноги окоченели и он не мог ходить. Он удалился из комнаты ползком, под общий смех собравшихся. После этого он решил, что ему больше не стоит появляться в присутственных местах, и начал складывать с себя обязанности.

+ Когда сыновья Ямамото Дзинъэмона были детьми, он брал их на руки и говорил: — Растите и становитесь богатырями, чтобы верно служить своему хозяину и заслужить славу на Пути Самурая. Потом он добавлял для присутствующих: — Их уши должны слышать об этом, хотя, по своей малости, они еще не могут этого понять.

+ Если вначале человек не совладал со своим телом и рассудком, он никогда не одолеет врага.

+ С незапамятных времен среди самураев просьба стать кайсяку считалась плохим предзнаменованием. Причина этого в том, что кайсяку не приобретает славы, даже если он хорошо совершил свое дело. Но если, по какой-то случайности, он совершит оплошность, он опозорит себя до конца жизни.

+ Однажды, когда Набэсима Аки-но-ками Сигэтакэ обедал, к нему неожиданно пришел посетитель и он ушел из-за стола, не закончив трапезу. Позже его слуга сел за стол и принялся доедать жареную рыбу, которая была на нем. Когда господин Аки вернулся и увидел слугу, тот испугался и убежал. Господин Аки крикнул ему вдогонку: — Только презренный раб может есть то, что не доел кто-то другой! — Затем он сел за стол и продолжал обедать.

+ Если будешь думать только о том, что предстоит сделать в течение дня, ты сможешь сделать все. Приниматься нужно лишь за то, что можно закончить сегодня же. Потому что завтра будет тоже только один день.

+ Преступление Хориэ Санъэмона состояло в том, что он украл деньги из казны Набэсима и бежал с ними в другую провинцию. Впоследствии он был схвачен и сознался. Ему вынесли приговор: «Поскольку это очень тяжелое преступление, его нужно пытками замучить до смерти». Сначала Санъэмону вырвали все ногти и выжгли все волосы на теле. Затем были разорваны все его сухожилья. Затем тело его сверлили сверлами и подвергали другим пыткам. За все это время он ни разу не содрогнулся и не переменился в лице. В конце концов его опустили в кипящий соевый соус, а затем его тело согнули назад и сломали.

+ Однажды, когда несколько человек собрались на платформе возле внутренней цитадели дворца, некто обратился к Утида Сёуэмону со словами: — Говорят, вы учитель меча, но ваши поступки в повседневной жизни не подтверждают этого. Если бы вас попросили совершить кайсяку, мне кажется, вместо того, чтобы отрубить голову, вы отрубили бы макушку головы. — Это не так, — ответил Сёуэмон. — Проведите небольшую линию на своей шее и тогда я покажу вам, что могу рубить, не отступая от нее даже на волосок.

+ Макигути Ёхэй за свою жизнь был кайсяку множество раз. Когда некто Канахара должен был совершить сэппуку, Ёхэя снова попросили быть кайсяку. Канахара вонзил меч себе в живот, но после этого силы покинули его. Ёхэй подошел к нему со стороны, крикнул: «Эй!» и наступил ему на ногу. Это дало Канахара силы распороть живот до конца. Говорят, что выполнив свою миссию кайсяку, Ёхэй говорил со слезами на глазах: — А ведь он когда-то был моим другом... Эту историю рассказал мастер Сукээмон.

+ Чтобы успокоить разум, нужно проглотить слюну. В этом секрет. Чтобы перестать сердиться, нужно сделать то же самое. В школе стрельбы из лука мастера Ёсида глотание слюны — это ключ к секретам мастерства.

+ Прислуживая сёгуну Токугава Иэясу, Хотта Кага-но-ками Масамори проявлял большую преданность. Тогда сёгун решил устроить ему испытание, чтобы узнать, что творится в глубинах его души. Масамори имел обыкновение входить в покои сёгуна, подходить к очагу, брать щипцы, которыми обычно подкладывал дрова, и лишь потом приветствовать своего повелителя. Поэтому, чтобы испытать слугу, сёгун нагрел щипцы и поставил их на положенное место. Когда Масамори, ни о чем не подозревая, взял в руки щипцы, он сразу же обжегся. Однако он поклонился хозяину, словно ничего не произошло, и тогда тот быстро встал, подошел к нему и взял раскаленные щипцы у него из рук.

+ Говорят, что если рассечь лицо вдоль, помочиться на него и потоптаться по нему соломенными сандалиями, с лица слезет кожа. Об этом поведали священнику Гёдзаку, когда он был в Эдо. Подобными сведениями нужно дорожить.

+ Один человек поведал следующее: «Последователи традиции И-цзин допускают одну ошибку. Принято считать, что это традиция предсказания, однако это не так. Ведь иероглиф «и» означает «перемены». Даже если ты предскажешь себе удачу, стоит тебе сделать что-то не так и она обернется неудачей. Если же ты предскажешь себе неудачу, но поступишь правильно, тебе повезет.»

+ В «Кёёгункан» один воин говорит: — Когда я встречаюсь с врагом, мне кажется, будто я вхожу во тьму. Поэтому я часто получаю тяжелые ранения. Но вы сражались со многими известными воинами, но никогда не были ранены. Почему это так?

Другой отвечает ему: — Когда я встречаюсь с врагом, это действительно напоминает пребывание во тьме. Но если при этом мой ум находится в покое, он подобен луне, озаряющей тьму вокруг своим мягким светом. Если я начинаю поединок в таком состоянии, я знаю, что не могу быть ранен.

+ Шлем обычно считается очень тяжелым, однако во время взятия крепости, когда на голову в любой миг могут обрушиться стрелы, пули, камни и бревна, он совсем не покажется таким.

+ Встречаясь с противником, можно определить его силу по его внешнему виду. Если его голова наклонена вперед, он кажется смуглым и оттого силен. Если его взгляд устремлен вверх, он бледен и поэтому слаб. Так гласит предание о Нацуми Тонэри.

+ В искусстве красноречия главное — умение молчать. Если нельзя вовсе обойтись без слов, говори ясно и кратко.

+ Представлять себе свою смерть следует ежедневно. Каждый день нужно не только думать о смерти, а считать, что ты уже мертв.

+ Если человек каждое утро умывается водой, выражение его лица не изменится после того, как его убьют.

+ Прежде чем проводить собрание, поговори с каждым участником отдельно, а затем собери тех, чьи мнения тебе близки и прими решения вместе с ними. В противном случае обязательно найдутся люди, которые не согласятся с тобой. Кроме того перед важным собранием следует тайно узнать мнение непричастных людей. Поскольку они лично не заинтересованы в происходящем, они могут дать непредвзятый совет. Если же ты попросишь совета у тех, кто заинтересован, они предложат тебе только то, что выгодно для них. Такие советы почти бесполезны.
с сайта
http://completely-different.8m.com/stuff/Hagakure.htm

http://shitai.by.ru/way/hagakure/hagakure1.htm версия книги



Hosted by uCoz